Отдых в Крыму

Историко-курортный обзор

merchandaizer@narod.ru  

 

     

 

Главная
Bвepx
Судак
Новый Свет
Ай Петри
Джур-Джур+Кара Даг
Черномор.-Евпатория-Алушта
Алушта-Судак-Феодосия
Историко-курортный обзор

   Мало кто знает, что ежегодно в Крыму отдыхают в десятки раз больше туристов, чем, к примеру, на Лазурном берегу Франции, на Кубе или Мальте. Полуостров посещают в год не менее 12 млн чел., готовых "оставлять" свои деньги в не меньшем количестве, чем на курортах Турции или Египта. Несмотря на огромное число отдыхающих, а также 150-летнюю историю туристической индустрии Крыма, по качеству отдыха "полуденные земли" по-прежнему не сопоставимы с лучшими мировыми курортами. Интересно, что проблема эта имеет "исторические корни". Еще в середине XIX века российские промышленники пытались превратить Южный берег Крыма (ЮБК) в модный курорт европейского типа. Несмотря на предпринятые ими усилия, Русская Ривьера так и не смогла составить конкуренцию Западной.

Принято считать, что подлинное открытие Крыма произошло 150 лет назад, когда Екатерина II совершила вояж по Российской империи. Посетив Крымский полуостров, императрица назвала его "лучшей жемчужиной своей короны". Неизвестно, чем вызван был такой восторг, — то ли салютом, данным в честь императрицы Черноморским флотом и князем Потемкиным, то ли красотами побережья... Главное, что отношение к Крыму на государственном уровне резко изменилось. Первыми инвесторами Крыма стали приближенные Екатерины. Она подарила сановникам около 350 десятин крымской земли, ранее принадлежавшей ханам и прочей татарской знати. Долгое время эти земли не обживались по одной простой причине — Крым "славился" полным отсутствием дорог.

Освоение крымского берега началось только в 20-е годы XIX века. Тогда генерал-губернатор Новороссийского края Михаил Воронцов, которого Пушкин аттестовал как "полукупца полуневежду", приобрел имения Мартьян и Ай-Даниль близ Никиты и начал строительство до­рог. В своих имениях Воронцов завел образцовые виноградники, которые в скором времени начали приносить прибыль. Позднее губернатор купил имение в Гурзуфе, а затем земли в Алупке, где в 1830-1837 гг. был построен знаменитый Воронцовский дворец. Были обустрое­ны дороги от Симферополя до Алушты и от Ялты до Алупки. Предпринимательский "почин" губернатора поддержали и другие представители русской знати. Имения в Крыму построили графини Голицина и Нарышкина, обер-прокурор Синода князь Голицын, граф Потоцкий и др. Строительство, как сказали бы сегодня, элитных вилл прочно вошло в моду в среде русской аристократии. В 30-е годы XIX века между новыми землевладельцами даже развернулась своеобразная конкуренция за качество возделывания садов и виноградников. Однако инвестирование средств ограничивалось личными нуждами и не было связано с ожиданием прибыли. Тем не менее, хозяйственная деятельность новых крымских инвесторов со временем принесла неожиданные плоды. В 1830 г. на Южном берегу Крыма было произведено до 15 тыс. ведер вина, а уже через два года - 38,7 тыс. ведер. Земли на ставшем модным полуострове за полвека подорожали в тысячи раз. Если в 1802 г. одна десятина (1,09 га) орошаемой садовой земли стоила 30 рублей, мелкого леса и пахотных земель — 10 рублей, а степных пустошей — 1 рубль, то в 1837 г. за десятину земли просили уже 4-5 тыс. руб., а за неосвоенные участки — 0,6-1 тыс.руб. И рост цен не останавливался. К концу 70-х годов XIX века стоимость десятины земли доходила до 10 тыс.руб., а застроенной — до 90 тыс.руб. По тем временам бешеные деньги! Для сравнения: за 1 серебряный рубль в конце XIX веке на рынках Малороссии можно было купить пуд (16 кг) муки высшего сорта или же 10-15 фунтов (4-6 кг) свинины. Приблизительные подсчеты показывают, что стоимость гектара крымской земли в то время была эквивалентна нынешним $990 тыс. Сейчас на первичном рынке стоимость 1 га земли составляет $0,5-1 млн. К слову, русские инвесторы осваивали не только крымские земли. Своему процветанию французская Ницца, по мнению многих историков, обязана русским аристократам, выезжавшим туда в основном на зимний отдых. В Ницце до сих пор сохранились русские кварталы и особняки (дворец княгини Кочубей, летняя резиденция Великих князей "Бельведер", дворец бывшего управляющего им­ператорскими железными дорогами фон Дервиза и пр.), церкви, казино и даже кладбища. Отдыхала в XIX веке в Ницце и царская семья. Однако со временем популярность Крыма возросла настолько, что в Ливадию переместилась летняя царская резиденция. С тех пор — с 1860 г. — ЮБК становится престижным местом отдыха.

Особенной популярностью пользовалась Ялта, от которой до Ливадии — буквально рукой подать. Начинается активное благоустройство и расширение границ города, планируются улицы, строятся водопровод, дома, гостиницы, украшаются фасады. Городу отводится роль своеобразной русской Ниццы — впрочем, Ялта действительно стала напоминать Ниццу.

Город развивался стремительно. Если в  1864 г.  в Ялте насчитывалось Вего 53 дома и 1112 жителей, а отдыхать приезжали в среднем 1 тыс.чел. в сезон, то в конце 1890-х годов здесь уже проживали 13,5 тыс.чел., а отдыхающих было до 20 тыс.чел. за лето. Тем не менее болем чем за 30 лет в Ялте были построены лишь пять гостиниц, из которых только одну (гостиницу "Россия", сейчас —"Таврида") можно было назвать отелем европейского уровня. По слухам, деньги на строительство трехэтажной "России" выделило императорское окружение, которое рассчитывало останавливаться в ней во время посещения Крыма царской семьей. Но большинство инвесторов вкладывать деньги в гостиничный бизнес в Ялте не торопились — город только застраивался, да и отдаленность от столицы давала о себе знать. При ограниченном количестве гостиниц (о пансионатах и санаториях речи пока не шло) приезжие, же как и сейчас, вынуждены были останавливаться в основном в меблированных комнатах в частных домах и на съемных дачах. К услугам приезжих было около 20 дачных собняков, около 750 меблированных комнат в частных домах и ряд пансионов, которые вместе располагали 125-130 комнатами (сейчас в Ялте 144 санаторно-курортных учреждения и более 100 мини-гостиниц). Несмотря на более чем скромную туристическую инфраструктуру, цены на проживание в Ялте были очень высокими. За дачи приходилось платить 500-1000 руб. за лето, за гостиницу — от 1-3 руб. в сутки, а за комнаты — от 10 руб. в месяц. Для сравнения: в то время жалованье в 30 руб. считалось вполне приличным заработком. То есть стоимость месячного отдыха в ялтинской гостинице (впрочем, опять же, как и сейчас) была равна хорошей месячной зарплате. Кстати, настоящий курортный сезон тогда начинался в августе, а до этого окна квартир пестрели "билетиками" — объявлениями о сдаче жилья. Соответственно, менялись и цены: до 15 августа можно было устроиться за 35 руб., позже цена подскакивала до 95 руб. в месяц. Например, Антон Чехов в 1889 г. снимал в Ялте полторы комнаты на даче доктора Фарбштейна в Черноморском переулке (здание погибло во время войны) за 1 руб. в сутки. Кстати, тем же летом 1889 г. в Ялте велись работы по расширению набережной и обустройству мола. Пыль и грохот ломовиков наполняли воздух. Море периодически разрушало построенное. И замечание известного писателя о "жалкой растительности" в Ялте было не гиперболой. Хороший сад был только при даче барона Врангеля "Вира" возле гостиницы "Россия". Дальше от моря были парки Мордвинова и Дондукова-Корсакова. Впрочем, по воспоминаниям ялтинцев, красив был и городской сад с газонами, фонтанчиками, шпалерой молодых кипарисов. "Здесь все было миниатюрным, словно игрушечным, — заплетенные розами галерейки, будка платной читальни, эстрада и небольшой театр. Достопримечательностью города был павильон Берне — стеклянный киоск с терраской над морем; здесь подавали кофе, пирожные, содовую с сиропом. Посетители наблюдали с террасы фантастическую картину восхода луны", — так опишет павильон Берне Чехов в рассказе "Дама с собачкой". Тем не менее в кон­це 80-х годов ХIХ века маленькая Ялта освещалась керосиновыми фонарями, канализацией была оборудована только половина домов в городе, а сами канали­зационные стоки и весь городской мусор сбрасывался по давней традиции прямо в море. Причем канализационный коллектор проходил прямо под Ялтинской набережной, а выбросы делались также невдалеке — за ялтинским молом. Омрачали ситуацию и частые эпидемии холеры в Крыму (17 вспышек только в XIX веке), а также большое количество больных туберкулезом, которые съезжались в Крым со всей империи в надежде поправить здоровье. По описанию Чехова, Ялта в то время представляла собой странное место, где на фоне потрясающей природы гуляли... умирающие от туберкулеза люди. Быстро "раскусив" прелести отдыха в Крыму, русские аристократы вновь "потянулись" на юг Франции и Германии. Постепенно ослабевал интерес к крымским красотам и у других слоев населения, у которых ялтинская дороговизна и отсутствие элементарных условий быта отбила всякую охоту ездить на побережье. Впрочем, местная власть отреагировала на отток отдыхающих достаточно оперативно. Тут же было создано Общество содействия благоустройству ялтинского курорта, це­лью которого было вернуть отдыхающих на ЮБК. Общество открыло квартирную справочную контору, которая предлагала более дешевые услуги по найму жилья на лето, чем местные посредники-комиссионеры. Последние взимали за услуги 5% стоимости жилья с отдыхающего и 15% — с арендодателя. Общество ограничивалось 2% и исключительно с домовладельцев. Такая тактика привела к тому, что комиссионеры были вынуждены снизить цены на рынке, после чего отдых в Ялте стал более доступным и, как следствие, более востребованным. В 1900 г. количество отдыхающих в Ялте достигало уже 50 тыс.чел. в сезон. Однако городская инфраструктура по-прежнему развивалась медленно, и престижность Ялты, как некогда модного и приближенного к царской резиденции курорта, неуклонно снижалась. Нынешняя инфраструктура Ялты тоже не дает ей возможности соперничать с известными курортами.

В XIX веке было выгодно приобретать неосвоенные, а потому и сравнительно дешевые земли побережья. Примечательна история строительства трех знаменитых частных курортов на Южном берегу Крыма — Гурзуфа, Симеиза и Суук-Су. Первый был построен известным желез­нодорожным магнатом Павлом Губониным. Известно, что Губонин участвовал в создании Волжско-Камского банка, Северного страхового общества, общества "Нефть" и был одним из влиятельных "новых" капиталистов России. В 80-х годах XIX века промышленник купил за 250 тыс.руб. имение и земли в татарской деревне Гурзуф, и построил курортный городок из семи гостиниц, ресторанов и увеселительных комплексов. Отели предназначались как для знати, так и для представителей среднего класса, были электрифицированы, снабжены лифта­ми, вентиляцией и даже телефонами. В номерах можно было принимать морские и пресные ванны. В самом городке был подсвеченный фонтан и каждый вечер играл военный оркестр. Отдых на губонинском курорте обходился в десятки раз дороже, чем в Ялте. К примеру, стоимость одного номера могла достигать 300 руб. в месяц. Жизнь на курорте была такова, что в обиход прочно вошло словосочетание "губонинская роскошь".

В середине 1890-х годов имущество гурзуфского курорта оценивалось уже в 3,5 млн руб. Доходы приносили не только городок, но и виноградники, а также 10 дач, которые Губонин приобрел для сдачи в аренду. Успешный опыт превращения Гурзуфа в модный курорт активизировал благоустройство других местностей Крыма. С целью основать, как минимум, "новую Ниццу" супруга известного железнодорожного инженера Ольга Соловьева в 1897 г. приобрела участок земли в местности Суук-Су (теперь территория "Артека"). Здесь были заложены шесть гостиниц и казино (как в Ницце). Расписывал здание казино модный тогда художник Александр Суриков, однако власти запретили использовать заведение по назначению. Новый курорт "для именитых персон" открылся в 1903 г. По свидетельству очевидцев, номера были оборудованы на уровне современных европейских курортов. Через 10 лет соловьевский курорт уже мог принять до 300 отдыхающих в сезон. В Суук-Су отдыхали известные писатели, артисты, художники. Среди его завсегдатаев были Сергей Рахманинов, Александр Куприн, Иван Бунин, Александр Скрябин, Антон Чехов и др. Свою славу курорт снискал и благодаря истории с певцом Федором Шаляпиным, которому хозяйка курорта г-жа Соловьева подарила скалу, на которой планировалось построить замок искусств для одаренной молодежи. Работы были уже начаты, однако революция 1917 г. нарушила планы пев­ца. После революции владелица курорта эмигрировала, а сам Суук-Су был превращен в правительственный дом отдыха, а затем передан лагерю "Артек".

Создание курорта Симеиз было весьма удачной инвестицией промышленников Мальцевых. Кстати, Иван Мальцев купил 30 десятин земли в Симеизе по совету писателя Грибоедова. По преданию, покупка эта была вынужденная. Купаясь в море, Мальцев потерял обручальное кольцо, и Грибоедов посоветовал ему купить землю той части берега, где оно было потеряно. Сын Мальцева, Сергей, — известный промышленник, основатель Мальцевского заводского округа, которому достались в наследство эти земли, отличался своим видением создания туристической инфраструктуры. Поначалу он сдавал в аренду отдыхающим деревянный дом, который перевез из Орловщины. Затем приезжих стали размещать... в бракованных железнодорожных вагонах Брянского завода. Мальцев установил в Симеизе с десяток вагонов и обнес каждый террасами. После смерти Мальцева его сыновья составили план организации нового курортного поселка. Разбив территорию на 167 участков, они распродали ее. В результате наследники Мальцева получили столь большую прибыль, что даже подарили поселку парк. В Симеизе были построены благоустроен­ные дачи и купальни. Гостиниц как таковых не было — приезжающие отдыхали в основном на дачах и в меблированных комнатах. Количество отдыхавших в курортном поселке иногда достигало 1500 человек в сезон.

Создание курортного города-сада было запланировано и в Форосе. В 1916 г. часть форосской территории должна была быть распродана частным лицам, а часть планировалось отдать под строительство гостиниц и санаториев. Однако этим планам помешали революция и Гражданская война.

Несмотря на экономический подъем в России, особого ажиотажа у российских инвесторов Крым не вызывал. По сути, инвестиционные проекты Губонина, Соловьевой и Мальцевых были наиболее масштабными на ЮБК в конце XIX— начале XX веков. Общая неразвитость инфраструктуры полуострова, проблемы с водой и строительством дорог, высокие налоги, а также низкий уровень жизни местного населения не способствовали инвестициям. В такой ситуации инвестировать в развитие курортного дела и даже в строительство собственных вилл решались немногие смельчаки. Остальные предпочитали вкладывать деньги за границей, например, все в той же Ницце или в Швейцарии. Масштабное строительство туристической инфраструктуры Крыма требовало, впрочем, как и сейчас, поощрения предпринимательской инициативы на государственном уровне. Но в середине XIX — начале XX веков, как и сейчас, никаких преференций инвесторам не предоставляли. После революции Крым был застроен советскими гостиницами, санаториями и домами отдыха по принципу "чем больше, тем лучше". Однако качество отдыха, несмотря на уве­личившееся количество отдыхающих, осталось на прежнем уровне. Спустя почти два века с начала освоения Крыма здесь по-прежнему можно по пальцам пере­считать приличные гостиницы. Об элитных курортах, способных соперничать с западными, речь и вовсе не идет. А ведь на Южном берегу Крыма солнце светит 2250 часов в году, так же как в Ницце и Сан-Ремо, а природа крымского побережья даже превосходит природу западных курортов.

Материалы газеты "Бизнес"

 

 

 

 
Rambler's Top100

 

      

 Главная ] Bвepx ] Судак ] Новый Свет ] Ай Петри ] Джур-Джур+Кара Даг ] Черномор.-Евпатория-Алушта ] Алушта-Судак-Феодосия ] [ Историко-курортный обзор ]

Hosted by uCoz