Прежде чем мы начнем говорить о конкретных инструментах
мерчандайзинга,
необходимо определиться в том, что мы одинаково понимаем значение некоторых
понятий.
Так, торговой точкой мы называем розничного продавца, который заказывает
продукцию и продает ее в своем магазине.
Точка продажи (или точка покупки) – это место в торговом зале конкретного
магазина, где размещается продукция. Примером точек продажи могут быть
охлаждаемая секция молочных продуктов, фирменный вертикальный холодильник, диспенсер шоколадных
изделий, напольная
полка поддон и
т.д.
Торговые каналы. Следует отметить, что всех своих клиентов производитель
может разделить на несколько категорий –
торговых каналов - в зависимости от
вида активности покупателей в торговой точке (потребление продукции на месте
или покупка для последующего потребления) а также от того, какой контингент
покупателей посещает эти магазины.
Примером может быть разделение торговых точек на кафе и рестораны с одной
стороны, и на магазины - с другой. Критерием будет служить различное
поведение покупателя в торговых точках: в одних продукты покупаются для
непосредственного потребления на месте, а в других – для потребления дома.
Также примером может быть разделение всех розничных клиентов на супермаркеты,
крупные универсамы и мелкие магазины без самообслуживания, поскольку
различается контингент покупателей.
Запас, расположение, представление
Стратегия мерчандайзинга должна содержать план действий в следующих ключевых
областях:
Организация эффективного запаса.
На полках, в первую очередь, необходимо представить те товары, которые
покупатели ожидают найти в данном магазине.
Производитель в своей
мерчандайзинговой стратегии наверняка укажет набор
марок и упаковок, который он будет продвигать в каждой торговой точке.
Очевидно, что этот набор может дифференцироваться в различных торговых
каналах. Например, в супермаркетах покупатель скорее ожидает найти дорогие
вина или весь спектр морских продуктов, чем в мелких магазинах.
Марки и упаковки, которые пользуются наибольшей популярностью у покупателей,
необходимо всегда иметь на полках, следовательно, закупки у поставщиков
должны производится пропорционально продажам.
Эффективное расположение точек продажи в зале и выкладка товаров.
Основные (например, секция напитков) и дополнительные (например, стеллаж или
дисплей) точки продажи необходимо расположить сообразно движению потока
покупателей в торговом зале.
Дополнительная точка продажи дает покупателю еще один шанс увидеть и выбрать
товар. Поэтому она располагается отдельно от основной, и на ней дублируются
самые продаваемые товары. Особенно эффективно дополнительные точки продажи
действуют, располагаясь по внешнему периметру торгового зала (где проходит
80% покупателей), а также около касс.
Продукция должна быть выложена таким образом, чтобы поиск нужного товара был
максимально облегчен. Для этого на полках необходимо создать видимые блоки
по марке, упаковке и продуктовой группе.
При этом следует помнить, что нижние полки секций в магазинах без
самообслуживания не видны, а в супермаркетах на них приходится лишь 5% от
продаж всей точки продажи.
Выкладка также должна организовывать заимствование популярности слабыми
позициями у более сильных. Для этого сильные
позиции начинают и
заканчивают ряд на полке. Таким образом, слабые (менее знакомые потребителю)
товары, будут находиться в пределах "стен замка", организованных сильными
товарами, и заимствовать у них дополнительное внимание покупателей.
Товары с меньшим сроком хранения должны быть доступны покупателю в первую
очередь. Ротация продукции обязательна.
Эффективное представление продвигаемых товаров.
Как вы думаете, можно ли увеличить продажи, если разместить много рекламы в
магазине, но при этом товар трудно найти на полках или его вообще нет в
продаже? Очевидно, что только после выполнения двух первых условий
эффективного
мерчандайзинга (запас и расположение) можно приступать к
заключительному этапу – представлению товара.
Покупатели охотнее выбирают товары, цена на которые обозначена и хорошо
видна, поэтому магазин должен заботиться о правильном размещении ценников.
Чтобы не вводить покупателей в заблуждение ценники должны располагаться
точно под тем товаром, цену на который они указывают.
Часто производители сами предоставляют магазину фирменные ценники, а также
заботятся о предоставлении дополнительных ценников.
Очень важно следить за правильным размещением
рекламных материалов.
Существует несколько общих правил, которыми пользуются практически все
компании, когда устанавливают стандарты размещения своих рекламных
материалов:
должны находиться непосредственно около точки продажи указанного товара либо
по ходу к ней,
должны быть хорошо видны покупателю,
должны быть актуальными (материалы конкретной рекламной кампании
устанавливаются в начале проведения кампании и изымаются по ее окончании).
Необходимо помнить, что цель размещения рекламных материалов – напомнить
покупателю о том, что в данном магазине он может приобрести данный товар.
Когда один и тот же рекламный материал долгое время находится около точки
продажи, покупатели перестают обращать на него внимание, поэтому
производители заботятся о постоянном обновлении рекламных материалов.
Еще один очень важный
момент, о котором должен заботиться
мерчандайзер -
содержание в чистоте точки продажи и самой продукции. От этого зависит не
только уровень продаж данного товара в конкретном магазине, но и имидж
компании в целом.
Такая последовательность действий по продвижению товара в точке продажи (запас,
расположение, представление) логична. Действительно, дополнительной прибыли
не получить, если разместить много рекламы в магазине, но при этом товар
трудно найти на полках или его вообще нет в продаже.
Добиться успеха, используя
мерчандайзинг, можно только при кооперации усилий
производителя, дистрибьютора и розничного продавца, направленных на
улучшение обслуживания потребителя.
К примеру, некоторый производитель достиг значительных успехов в
производстве и продвижении товаров под определенной маркой. Этот
производитель постоянно совершенствует ассортимент, а также заботится о
создании положительного имиджа и стимулировании марочного предпочтения среди
потенциальных потребителей. Он делает свой вклад в удовлетворение
потребителей.
Дистрибьюторы этого производителя совершенствуют свою организацию для того,
чтобы
обеспечить постоянное присутствие товаров в розничной сети при
минимальных издержках. Это их вклад.
Розничному продавцу выгодно продавать продукты этой марки, и он стремиться
использовать инструменты
мерчандайзинга для стимулирования незапланированных
покупок, а также для напоминания покупателям, что они могут приобрести уже
известную им марку именно в его магазине.
Правило
присутствия
Необходимый ассортиментпродукции, присутствующий на
складе магазина, должен быть представлен в торговом зале.
Позиции, представленные на витрине, должны быть доступны в
продаже.
Правило сроков хранения и ротации
товара на полке
При пополнении запаса в торговом зале товар, поступивший со
склада, должен ставиться назад, а уже имеющийся на полке товар -
передвигаться вперед. При этом надо проверить сроки хранения.
Правило определения места на полках
При распределении торговых площадей специалисты начинают с
того, каждому товару выделяется место в соответствии объемом продаж. Так
если в отделе продажи тм "Торчин" составят 45%, ей будет выделено 45% общей
площади на торговом оборудовании.
Правило приоритетных мест
Товары, приносящие наибольшую прибыль и имеющие наилучшие
показатели продаж, должны находиться на лучших местах в торговом зале и на
торговом оборудовании.
Принцип помощи покупателю
Задача рекламы в магазине - обеспечить встречу покупателя с
товаром. Покупатель, рассматривающий товар, более склонен к покупке,
если он получит о товаре необходимую ему информацию.
Правила размещения ценников
Цена продукта должна быть обозначена четко и хорошо видна
покупателю, ценник е должен закрывать упаковку товара.
Ценники должны быть расположены так, чтобы покупателю было
предельно ясно, какой ценник к какому продукту относится.
Правило чистоты и аккуратности
Полки, продукция, и рекламные материлы должны содержаться в
чистоте и неповрежденном виде.
Главное правило эффективного
мерчандайзинга: он должен быть результатом
совместных усилий производителя, дистрибьютора и продавца. План по
проведению
мерчандайзинга может быть осуществлен только в том случае, если
он учитывает интересы всех трех участников, и, при этом, ставит во главу
угла потребности покупателя.
Особенности отдыха в Крыму -
технические и эмоциональные характеристики некоторых курортов Крыма с
картинками...